Воины кунг-фу и безликие жёлтокожие жертвы — вот два наиболее распространённых изображения азиатских мужчин в компьютерных играх. Они же явлены членами японских якудза, китайских триад, бандитами и наркоторговцами, которых, в конечном счёте, разносит на кусочки белый герой. Налицо эксплуатация расистских стереотипов, которые общество осуждает в других медиа. "Эти стереотипы без каких-либо возражений общественности используются в играх течение последних 20 лет или больше. Родители, правительства и "сторожевые псы СМИ" выступают против широко распространённого насилия и дискриминации по половому признаку в видеоиграх, но явный расизм проходит в значительной степени незамеченным", — утверждает молодой канадский исследователь Роберт Парангао (Robert Parungao), который провёл 8-месячный анализ популярных видеоигр на предмет политкорректности.
Изучая сюжетные линии и характеры персонажей, Парангао потратил на игры порядка 100 часов, сосредоточившись на четырёх наименованиях, которые, по его мнению, "охватывают два десятилетия разработки видеоигр" — Kung Fu (эта аркада, что ли?), Warcraft III, Shadow Warrior и Grand Theft Auto 3.
В результате Роберт заключил, что "видеоигры не идут в ногу с меняющимися другими развлекательными медиа". Он признаёт, что не все игры продвигают расистские стереотипы, но говорит, что расизм распространен среди многих самых популярных игр, которые разработаны и изданы, главным образом, в США и Японии.
"Видеоигры вообще рассматриваются как детские игрушки. Для них нет тех никакого критического обсуждения", — объясняет Парангао, канадец в пятом поколения "с китайской и филиппинской родословной".
По его словам, игры уже сделались популярнее кинофильмов, ведь продажи видеоигр только в США — это $30 миллиардов в год – прибыли киношников ниже. И вообще: видеоигры, как интерактивные медиа, имеют намного большее воздействие, чем кино или спортивные состязания, рассчитанные на пассивного наблюдателя.
"Для 15-летнего пацана одно дело — увидеть стереотипы в кино, и совсем другое — в Grand Theft Auto, где он может отправиться в китайский квартал и начать косить китайских гангстеров из AK-47", — указывает исследователь.
Это значит, отрицательные стереотипы имеют большое значение: "Это не просто игрушки, они показательны для нашего общества, и они учат нас, — утверждает Роберт. — Одни соглашаются, что расистские стереотипы в играх ужасны, а другие, из сообществ игроков, говорят "Эй, парень, проснись, это игра, нечего тут беспокоиться по поводу политкорректности", — явно сокрушается он.
Надо сказать, что Парангао пока ещё не учёный, а учащийся. Этой весной он закончил университет Британской Колумбии (UBC) по специальности "социология", а с сентября начнёт учиться в университете Конкордии (Concordia University), сосредоточившись на коммуникациях.
"Я надеюсь продолжить изучение улучшения видеоигр, потому что они забавные. И я хотел бы видеть, что они превращаются в положительные медиа вместо отрицательных", — заявил студент.
"Подождите-ка, — попросит читатель, — так если он студент, стоит ли его слушать вообще? Даже если его измышления попали в мировую прессу?". Да, стоит, потому что Роберт одним из первых привлёк внимание к расизму в видеоиграх. Так, во всяком случем, считает адъюнкт-профессор Ричард Смит (Richard Smith) из университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University).
"Мы услышали о сексе и насилии в видеоиграх, но я чего-то не припомню, чтобы кто-то говорил о расизме, — признаёт Смит. — А ведь самая коварная вещь в расизме — то, что люди его принимают как должное". Вместе с тем, Смит считает, что воздействие расистских изображений в играх на реальность трудно оценить, поскольку "это новая территория".
Что ж, замену красной крови в играх на чёрную и зелёную жидкости мы уже наблюдали. Очевидно, грядёт замена азиатов и чернокожих на зелёных человечков. Кстати, а насколько политкорректен "Тетрис"? Там ведь тоже много "цветных стереотипов".